Прописка и регистрация: основные отличия

Согласно украинского законодательства каждый гражданин должен иметь официальное место проживание и быть «привязан» к определенному адресу. Это означает, что каждый человек постоянно пребывающий или временно находящийся на территории государства должен пройти регистрацию. Процедура упрощена, но связана с некоторыми нюансами.

У многих сограждан до сих пор возникают вопросы «прописка и регистрация в чем разница украина». Чтобы разобраться в этом непонимании, необходимо определиться с терминологией. Итак, институт прописки существовал ранее и, на сегодня, признан неконституционным.  Это устаревшее понятие, которое связывают с временами Советского Союза и началом становления суверенной Украины. Регистрация относится к юридическим терминам, которые являют собой отражение современной действительности и являет собой регистрационные акты с уведомительным характером. Для того, чтобы разобраться в отличиях данных понятий, которые до сих пор употребляемы в равной степени некоторыми соотечественниками, необходимо вернуться к истокам их возникновения.

Экскурс в историю

Ушли в небытие те суровые времена, когда прописке отводилась роль тотального контроля за перемещением граждан по территории своего государства. Она выступала в качестве инструмента, способного следить за миграционными процессами внутри страны. У каждого человека, имеющего удостоверение личности, должно было быть закрепленное место прописки.

Октябрьский переворот 1917 года смел не только имевшиеся на тот момент устои, но и ликвидировал государственные структуры, которым отводилось место по регулированию многих процессов, связанных с гражданским населением. В то далекое и непростое время при выдаче паспортов властями Украинской Народной Республикой, никаких отметок о прописке, а уж тем более о регистрации не было и в помине. В них вносилась информация о местах рождения, описывались внешние данные и служебное или социальное положение. В паспортах времен Западно-Украинской Народной Республики уже вносились отметки о месте проживания.

Вообще надо отметить, что с приходом советской власти на украинскую территорию, внутренним удостоверениям личности сначала был придан статус архаичных. Но затем было решено к ним вернуться, для того, чтобы было удобнее фиксировать процессы перемещения гражданских лиц и прописке было уделено максимальное внимание. Указание постоянного или временного мест проживания стало обязательным и непременным условием легального и законного пребывания в любой точке страны. Коммунистическая власть не могла потерять мощный инструмент, помогающий контролировать население, и к 1932 году был введен образец внутреннего паспорта, являющий собой единственно законное подтверждение личности. В них присутствовала графа о прописке владельца, в которую было необходимо вносить информацию о смене места проживания не позже двадцати четырехчасового срока с момента прибытия на новое место.

Но прописка стала обязательной только для городских жителей либо тех, кто был связан с рабочими поселками или новостройками. А сельскому населению, у которых просто не было паспортов, и которых в принудительно-добровольном порядке записывали в колхозы, при необходимости куда-либо выехать выдавалась справка от местного руководства.

В середине семидесятых годов, после принятия очередного закона, регламентирующего процессы паспортизации, изменились и правила, связанные с пропиской. Граждане, которые меняли даже временно место проживания больше чем на три дня, подлежали прохождению прописной процедуры. Тогда же появилось впервые понятие «временная прописка».

Юридические отличия прописки и регистрации по месту жительства

Несмотря на то, что многие граждане считают регистрацию и прописку синонимами и взаимозаменяемыми понятиями, с юридической точки зрения они разительно отличаются.

  1. Целью процессов, связанных с пропиской всегда являлись функциональные действия, направленные на осуществление контроля в административно-плановом размещении граждан. Институт регистрации же ставит перед собой задачи по осуществлению поддержания юридических связей между гражданином и государством, которая необходима для того, чтобы были соблюдены права и обязанности взаимно-обоюдного характера.
  2. Процедура прописки носила ограничительно разрешительный характер, закрепляя человека за адресом в конкретных административно-территориальных единицах, с необходимостью получения разрешения на проживания по нему в контролирующих органах. У регистрации нет аналогичных ограничений. Гражданин просто информирует административные органы о месте проживания. В новой системе отсутствуют лимитированные ограничения по новоприбывшим, как было ранее, например, на территории столицы.
  3. Сам процесс по осуществлению операции, когда указывается адрес постоянной регистрации, занимает максимум один час и не требует огромного количества документов, как было ранее, когда, например, менялся адрес прописки.

Прописка

Данным термином начали пользоваться после событий семнадцатого года, и он стал юридическим элементом. Именно в то время сельское население, спасаясь от голода в массовом порядке, стали мигрировать в населенные пункты, где было положено начало индустриализации и были лучше условия жизни. Эти тенденции, несмотря на существовавшие сложности и ограничения в перемещении, сохранялись на протяжении всего советского периода.

Прописке суждено было стать основным способом контроля государства за миграционными процессами внутри страны. Сутью ее является документальная фиксация места проживания граждан и введения ответственности за длительное нахождение по другому адресу без наличия разрешения. Прописка в Украине была отменена семнадцать лет назад, а признана неконституционной и ограничивающей права граждан в 2001 году. Благодаря принятию в 2003 году Верховной Радой закона, регламентирующего передвижение и свободу выбора места жительства гражданами Украинского государства, институт прописки перестал существовать. На его место пришел процесс регистрации.

Регистрация

Согласно украинского законодательства, институт прописки, который ассоциировался и был связан с нарушением и ограничением прав граждан, канул в лету и был заменен системой регистрации. Она в отличии от своей предшественницы имеет добровольный характер и предусматривает право выбора как проживания, так и перемещения. С принятием в 2016 году Постановления под №-207, которым были утверждены правила, связанные с регистрационными процессами мест проживания украинцев, был определен порядок операций по передаче информационных данных регистрационными органами для пополнения Единого государственного демографического реестра.

Постановление регламентирует процедуры регистрации населения исполнительными органами и представителями специально созданной системы, именуемой Центрами по предоставлению административных услуг – в сокращении ЦПАУ. Невзирая на все перечисленные мероприятия и изменения в законодательстве, для многих соотечественников регистрация места жительства и прописка считаются синонимами и являют собой взаимозаменяемые понятия.

Документальный пакет для оформления регистрации

Правилами, регулирующими регистрацию мест проживания украинских граждан предусмотрен необходимый перечень документального пакета, который состоит из:

  • Гражданского паспорта внутреннего образца.
  • Заявления о намерении зарегистрироваться по конкретному адресу.
  • Платежной квитанции, подтверждающей внесение суммы за административные услуги.
  • Военного билета или приписного свидетельства с отметками о снятии или штампом, подтверждающим взятие на учет (для лиц военнообязанных).
  • Заявления для осуществления процедуры по снятию с учета с предыдущего места жительства. Это необходимо в случае одновременных операций по смене адресов регистрации.
  • Документов, которые подтверждают права собственности на объект, по адресу которого планируется регистрации проживания. Если человек не имеет таковых, то необходимо письменное согласие всех владельцев на осуществление искомого процесса.

Процедура, связанная с регистрацией, происходит при личном участии заявителя.

Документы для офомления прописки

Поскольку институт прописки перестал существовать с юридической точки зрения, то значит никакой надобности в перечне документального пакета, который требовался для данного процесса, нет. Стоит отметить, что, если одновременные операции по снятию с регистрации с одного адреса и постановке на учет на другой, занимает минимальное количество времени, то прописка отнимала минимум неделю.

Раньше смена прописки требовала: посетить паспортный стол одного отделения милиции; сдать паспорт, чтобы был поставлен штамп о выписке; выждать необходимое время и получить открепительный талон с указанием места планируемой прописки.  Затем сделать все тоже самое в другом паспортном столе, сдав документы для получения отметки о новом адресе, вновь проведя в ожидании неделю. Поэтому, отмена прописки как государственного института – это не только восстановление прав граждан, связанное с отсутствием ограничений по их перемещению, но и экономия времени.

Регистрация детей

Малолетние дети проходят аналогичную процедуру по регистрации, как и взрослое население, только с учетом некоторых юридических тонкостей. Дети, находящиеся в возрасте менее 14 лет, регистрируются по адресу проживания одного из родителей. Если папа и мама не зарегистрированы на одной жилплощади, то место жительство ребенка определяется путем подачи официального заявления о согласии регистрационной процедуры по адресу одного из родителей.

Регистрация новорожденных детей

Для того, чтобы зарегистрировать новорожденных малышей, у родителей есть срок, равный трем месяцам. Для удобства процедуру упростили. Она сводиться к подаче документального пакета при внесении данных о малыше в государственный реестр в РАГСе или же оформлении материальной помощи в службе социальной защиты. Начиная с 2020 появилась возможность осуществить процедуру официальной регистрации новорожденного с помощью электронного реестра по услугам «Є-Малятко».

Если переименован населённый пункт или улица

Согласно закону, регламентирующему свободу перемещения и выбора места жительства украинскими гражданами, они не обязаны подавать заявления в регистрационные органы с целью внесения изменений в уже имеющийся документальный пакет. В случае возникновения желания внести обновленные данные, человек может обратиться с государственные структуры и информация будет внесена бесплатно.

Временная регистрация

Многие граждане задаются вопросом «что такое временная регистрация по месту жительства» и для чего она необходима. Что скрывать, многие соотечественники в силу различных причин не проживают по месту своей основной «прописки». Поэтому, для того, чтобы легализовать свое пребывание на той или иной территории или населенном пункте с целью получения всех социальных благ, необходимо воспользоваться временной регистрацией. Для прохождения процедуры, необходимо подать документальный пакет в течении тридцати суток с момента приезда и воспользоваться услугами ЦПАУ. Не стоит путать понятия временная регистрация по месту пребывания и по месту жительства

Чем отличается регистрация места жительства и места пребывания

Данные понятия больше имеют отношение к иностранным гражданам. Сам термин «пребывание» означает временное нахождение, ограниченное сроком, например, действием визы. Поэтому регистрация по месту пребывания может быть в гостинице, отеле и других объектах для непостоянного нахождения граждан. Сроки пребывания разнятся в зависимости от порядка въезда. Все правила регистрации места жительства соответствуют нормам, относящимся к постоянному нахождению на территории ее граждан или лиц, имеющих постоянный вид на жительство.